Альтернативное представление дефектоскопической информации в переносных ультразвуковых дефектоскопах
В современных дефектоскопах для ручного контроля, наряду с представлением сигналов на развертке типа А, в качестве дополнительной предусматривается возможность отображения сигналов на развертке типа В. С помощью таких приборов можно реализовать новые технологии контроля, позволяющие существенно увеличить наглядность представления результатов и производительность контроля.
Об авторе
Марков Анатолий Аркадиевич
Начальник отдела "Методов и средств НК" АО "Радиоавионика", к. т. н., доцент. III уровень по акустическим методам. Руководитель разработки УЗ-дефектоскопа АВИКОН-01 и комплекса АВИКОН-ОЗ вагона дефектоскопа.
Принцип формирования развертки типа В
В ультразвуковых дефектоскопах для контроля рельсов с 50-х гг. применяется представление эхо-сигналов в координатах время (tp) распространения УЗ-колебаний в контролируемом изделии — время (tдв,) движения пьезопреобразователя (ПЭП) по поверхности этого изделия. В пределах одного цикла излучения-приема эхо-сигнал в этих координатах отображается в виде точки (яркостного пятна), положение которой зависит от глубины залегания отражателя и от местоположения ПЭП по длине изделия (рис. 1). Видно, что В-развертка более наглядно представляет взаимное расположение отражателей по длине и глубине контролируемого изделия, но не отражает информацию об амплитуде и форме эхо-сигналов.
Наиболее просто изображение эхо-сигналов на развертке типа В формируется при контроле изделий с помощью прямых преобразователей, когда угол ввода колебаний в изделие α = 0°. При этом временное положение эхо-сигнала прямо пропорционально глубине залегания отражателя h и зависит только от скорости распространения УЗ-колебаний в изделии (рис. 1).
Рис. 1: а - схема прозвучивания прямым ПЭП; б - сигналы на экране типового дефектоскопа в А-развертке (повернуто на 90°); в - сигналы в развертке типа В
Реальная картина эхо-сигнала от точечного отражателя несколько сложнее изображенной на рис. 1 и представляет собой не одиночную точку, а короткую дугу. Это объясняется следующим: любой ПЭП обладает определенной диаграммой направленности с углом раскрытия 2φр. По мере перемещения ПЭП по поверхности изделия точечный отражатель первоначально будет озвучиваться одним краем УЗ-пучка. При этом расстояние между ПЭП и отражателем несколько больше, чем глубина h залегания отражателя (rmax = h/cosφp). По мере перемещения ПЭП это расстояние уменьшается до величины h (в момент нахождения ПЭП над отражателем), а потом опять увеличивается, достигая значения гтах в момент выхода другого края луча за пределы отражателя. В результате на дефектограмме образуется дугообразное изображение сигнала. Причем длина этой дуги тем больше, чем больше угол раскрытия диаграммы направленности 2φр. При прочих равных условиях без учета затухания колебаний в контролируемом изделии длина дуги изображения возрастает с увеличением глубины залегания дефекта. На практике вследствие затухания и рассеяния колебаний этот эффект не столь ярко выражен и при расшифровке сигналов практически не используется.
При контроле изделий с плоскопараллельными поверхностями в большинстве случаев одновременно с пропаданием донного сигнала во временной зоне между зондирующим и донным сигналом появляется эхо-сигнал от дефекта. При этом на развертке типа В прерывается линия донного сигнала, идущая параллельно линии зондирующего сигнала, и между этими двумя линиями появляется изображение эхо-сигнала от дефекта (рис. 1).
Размер изображения эхо-сигнала вдоль оси tдв может превышать размер просвета (зоны пропадания) линий донного сигнала. Как правило, просвет в линии донного сигнала больше соответствует размеру проекции дефекта на поверхность сканирования, чем линейный размер изображения эхо-сигналов.
При значительной отражающей способности дефекта возможны многократные переотражения от дефекта и поверхности сканирования. В этом случае на развертке типа В наблюдается серия равноотстоящих друг от друга эхо-сигналов от дефекта.
При вводе колебаний под определенным углом а интервал tp зависит не только от глубины залегания h отражателя и скорости волны с, но и от угла p = 2hl(ct cos αi). В процессе сканирования текущий угол од меняется в пределах угла раскрытия 2фр основного дефекта. Соответственно изменяется и временное положение эхо- сигнала на развертке типа В.
Рис. 2: а - В-развертка; б - схема прозвучивания
Рис. 3. Пример отображения эхо- сигнала в зоне болтового стыка системой из двух наклонных ПЭП: а - схема прозвучивания; б и в - сигналы, принятые отдельно наезжающим и отъезжающим ПЭП
Можно показать, что для углов раскрытия диаграммы направленности реальных ПЭП, не превышающих 14 ÷ 16° (2φр < 16°), изменение времени задержки tp при равномерном движении ПЭП происходит почти по линейному закону.
По мере перемещения ПЭП с наклонным вводом УЗ-колебаний по зоне локации ∆х дефекта на развертке типа В формируется изображение в виде набора точек (яркост- ных пятен), совокупность которых образует наклонную линию (рис. 2). По полученным отображениям эхо-сигналов на развертке типа В можно оценить условные высоту ∆t и ширину ∆Х дефектов (рис 3).
При одновременном анализе пачек эхо-сигналов от нескольких отражателей можно ввести дополнительные параметры, характеризующие их взаимную ориентацию. Например, установлено, что временной интервал δt пачек эхо-сигналов от трещины и от стенок болтового отверстия в рельсе зависит от ориентации трещины и не может быть больше определенной величины (для рельсов типа Р50 - не более 16 мкс), а величина перекрытия ∆С пачек сигналов (рис. 3) может быть как положительной, так и отрицательной.
Примеры представления сигналов контроля конкретных изделий на развертке типа В
На рис. 4 и 5 представлены примеры записей сигналов при сканировании участка рельса и цилиндрического изделия (вала). При определенном навыке по полученным дефектограммам весьма просто можно распознать как конструктивные отражатели изделия, так и залегающие внутри изделия трещины.
Рис. 4. Основные параметры пачек эхо-сигналов от болтового отверстия с трещиной: 1,2- пачки сигналов от трещины и отверстия соответственно; 3 - линия зондирующих импульсов и шумов; ∆x∑ - суммарная условная ширина; ∆с - величина перекрытия; δt - временной интервал
Так, при сканировании зоны болтового стыка рельсовой колеи парой наклонных преобразователей на дефектограмме отображаются наклонные линии от стенок болтовых отверстий и возможных трещин (рис. 4). По наличию дополнительной наклонной линии вблизи отображения сигналов от стенок болтового отверстия можно не только судить о наличии трещины, но и определить её ориентацию.
УЗК цилиндрических изделий (твэлы ядерных реакторов, элементы бурильных труб газовых и нефтяных месторождений, оси колесных пар, валы и оси эскалаторов метрополитенов, ободья и бандажи ж.-д. колес, трубы, прутки, прокат и другие изделия круглого профиля) в основном выполняют путем установки ПЭП на плоскую торцевую поверхность или, если имеется возможность, на боковую цилиндрическую поверхность контролируемого объекта. Круговое сканирование выполняется либо путем перемещения ПЭП по окружности торца или боковой поверхности изделия при неподвижном его положении, либо путем вращения контролируемого изделия относительно его продольной оси при неподвижном ПЭП.
В процессе излучения и приема колебаний на экране ЭЛТ или дисплея дефектоскопа наблюдается большое количество (до 20 и более) эхо-сигналов от различных конструктивных элементов изделия (рис. 5): галтельных переходов, резьбовых и зарезьбовых канавок, поверхностей плотно насажанных на изделие деталей, противоположного торца изделия. При круговом сканировании временные положения эхо-сигналов от них и их амплитуды (развертка типа А) являются достаточно постоянными при условии обеспечения стабильного акустического контакта. Эхо-сигналы от возможных дефектов, ввиду их нерегулярности, могут появиться только на определенном участке (дуге) окружности траектории сканирования. УЗК таких изделий с использованием раз вертки типа А весьма трудоемок, имеет низкую надежность и малую производительность.
При фиксации сигналов контроля на развертку типа В за один оборот преобразователя 6 по круговой траектории 13 формируется дефектограмма 14 в прямоугольных координатах, пропорциональных пути X перемещения ПЭП и времени tp.
Рис. 5. Применение В-развертки при контроле цилиндрических изделий
При этом длина регистрации Ср дефектограммы по оси X будет пропорциональна фактической длине окружности С траектории сканирования: Ср = 2 МπR, где R - радиус окружности круговой траектории ПЭП (рис. 5); М=СР/С - масштаб представления длины окружности на дефектограмме по оси X.
Яркостные отображения эхо-сигналов от постоянных отражателей (галтельных переходов, противоположного торца) в контролируемом изделии 1 на дефектограмме 14, сливаясь, образуют линии донных сигналов 9', эхо от галтельных переходов 10'и т. п. Аналогично формируется и линия зондирующих импульсов 8'. Эхо-сигналы от локальных отражателей, например, от поперечной трещины 5 принимаются преобразователем только на определенном участке (дуге) траектории сканирования и, естественно, на дефектограмме отображаются в виде отрезка 11' ограниченной длины. На фоне протяженных линий 9' и 10' эхо-сигналов от конструктивных отражателей короткая линия 11' эхо от дефекта 5 весьма четко выделяется и может быть легко зафиксирована оператором.
По полученной дефектограмме можно оценить практически все существенные параметры обнаруженного дефекта (рис. 5): глубину залегания, условный размер по длине образующей ∆С, угловое положение в градусах от точки начала сканирования, центральный угол сектора, содержащего дефект.
Это позволяет существенно (как показывает опыт, до пяти раз) повысить производительность контроля изделий. Наличие документа, отображающего результаты всей процедуры контроля, повышает надежность и объективность результатов дефектоскопирования изделий.
Регистрацию сигналов контроля в процессе кругового сканирования и формирования дефектограммы необходимо осуществлять при синхронном перемещении преобразователя б и оси времени на дефектограмме в перпендикулярном относительно этой оси направлении. Синхронизацию можно осуществить с помощью механических или электромеханических датчиков пройденного преобразователем пути (кодировщика пути), либо обеспечивая постоянство скорости Vпэп перемещения ПЭП по траектории сканирования и скорости перемещения оси tp.
При любом способе синхронизации необходим дефектоскоп, работающий в режиме ß-развертки. В настоящее время отечественная промышленность выпускает несколько модификаций таких дефектоскопов: УДЦ-201П (ГНЦ "ЦНИИТМАШ"), УД4-Т (АО "Votum", МГТУ им. Баумана),"ПЕЛЕНГ (ЗАО "Аптек").
Первый способ требует дополнения преобразователя 6 датчиком пройденного пути и соединения его с соответствующим входом дефектоскопа, что несколько усложняет аппаратное обеспечение этого способа. В то же время при использовании кодировщика пути имеется возможность делать паузу в сканировании, а затем возобновлять прозвучивание без потери данных и искажения получаемой дефектограммы. Такую возможность предоставляют, в частности, дефектоскопы фирм Panametrics - EPOCH III (модель 2300), Starmans - DIO-562 и Tokimec - SM-1.
Во втором случае требуется одновременно с началом сканирования запустить развертку дефектоскопа по оси Хи перемещать ПЭП по круговой траектории 13 без остановок с постоянной скоростью. Этот способ синхронизации часто предпочтительнее, так как отсутствуют дополнительные узел (датчик пути) и электрические связи между датчиком пути и дефектоскопом. При этом погрешности оценки параметров обнаруживаемых дефектов (± 2 мм) вполне приемлемы.
Возможности введения амплитудной градации сигналов
Кроме требования перемещения ПЭП синхронно с отображением сигналов, недостатком развертки типа В с пороговой регистрацией, реализованной в переносных дефектоскопах, является отсутствие информации об амплитуде и форме эхо-сигнала. Его можно устранить путем введения яркостной градации по амплитуде, аналогично тому, как это делается в томографических УЗ-установках (например, системы «Авгур 4.2» НПЦ Эхо+). При этом появляется возможность вести контроль на максимально высокой чувствительности с последующей дифференциацией сигналов по амплитуде путем цветовой градации.
Рис. 6. Дифференциация сигналов по амплитудному признаку: а - исходная информация (чувствительность 40 дБ; б - после введения цветовой амплитудной градации; в - яркостная градация; г - градация по интенсивности серого в зависимости от амплитуды
В качестве примера на рис. 6 представлен фрагмент дефектограммы контроля зоны болтового стыка рельса при большой условной чувствительности (40 дБ по стандартному образцу СО-2). Видно, что при традиционной пороговой регистрации (рис. 6а) полезные сигналы (от трещины в зоне отверстия) не различимы на фоне структурных шумов и многократных отражений от конструктивных элементов. При введении амплитудной градации путем цветового или яркостного разделения сигнал от трещины (длинная наклонная линия на рис. 6б - г) выделяется весьма четко. Однако в переносных дефектоскопах из-за большого объема регистрируемой и обрабатываемой информации данный способ пока не нашел применения.