Неразрушающий контроль при проектировании в дирекции по техническому развитию АО АВТОВАЗ
Об авторах
Прохоров Алексей Михайлович
Начальник отдела подготовки исследовательских и экспериментальных работ. На ВАЗе работает с 1969 г. Интересы в широком спектре методов НК: рентгеновский, магнитопорошковый, капиллярный, вихретоковый, УЗК.
Уренев Юрий Николаевич
Начальник ИЛФМАМ, II уровень по рентгеновским методам. Специализация - промышленная рентгеновская томография.
Вихляев Андрей Николаевич
Зам. начальника ИЛФМАМ, II уровень по магнитопорошковому методу. Специализация - магнитопорошковый и капиллярный методы НК.
Обуховская Оксана Борисовна
Инженер, I уровень по рентгеновским методам. Специализация - промышленная рентгеновская томография.
Акционерное общество "Волжский автомобильный завод" известно всем своей продукцией - семейством автомобилей «Жигули», неизменно привлекательным для российского потребителя. С момента основания ВАЗа вопросам качества и надежности продукции уделялось и уделяется пристальное внимание. Детали и узлы, отвечающие за безопасность и обеспечивающие надежность автомобиля в целом, подвергаются 100% НК в процессе их изготовления.
В мире к автомобилям предъявляются все более жесткие требования по надежности и эко- логичности, что неизбежно влечет за собой тщательную технологическую подготовку производства. Именно поэтому деятельность Дирекции по техническому развитию (ДТР), созданной при АО «АВТОВАЗ» в 1986 г. как научно-технический центр, направлена на обеспечение высокого качества и потребительских свойств продукции на стадии разработки новых моделей, подготовки производства и изготовления опытных партий.
Исследовательский центр (ИЦ), предусмотренный в структуре ДТР, обеспечивает подбор и разработку новых материалов и технологий, современный уровень качества и потребительских свойств новых семейств автомобилей ВАЗ и, что немаловажно, утилизацию (рисайклинг) как существующих, так и перспективных моделей. В 1998 г. Иц и 11 лабораторий в его составе прошли аккредитацию на техническую компетентность и независимость.
Лаборатория НК - исследовательская лаборатория физических методов анализа материалов (ИЛФМАМ), опытом работы которой мы хотим поделиться, - структурное подразделение отдела подготовки исследовательских и экспериментальных работ в составе ИЦ. ИЛФМАМ аккредитована в системе аккредитации лабораторий НК и зарегистрирована в Государственном реестре под № РОСС Ки.0001^6010.
В своей работе лаборатория руководствуется политикой по качеству ДТР, девизы которой: «Ноль ошибок» или «Делай правильно с первого раза». Выполнение данного постулата и контролирует ИЛФМАМ. Известно, что не только сами дефекты, но и их причины должны устраняться. Предотвращение ошибок (дефектов) предпочтительней их устранения.
Основной деятельностью ИЛФМАМ является проведение НК рентгеновскими, магнитными и капиллярным методами изделий из черных и цветных металлов, полимерных, композиционных и других материалов по показателям качества и безопасности в целях создания и производства автомобилей, соответствующих международным требованиям и запросам потребителей.
Лаборатория располагает необходимой материально-технической базой для проведения контроля материалов и изделий. В работе мы используем:
- промышленный рентгеновский вычислительный томограф ПРВТ-300-1;
- рентгеновский вычислительный микротомограф ВТ-50;
- рентгенотелевизионный комплекс «Хронос»;
- магнитный дефектоскоп «Magiscope»;
- ультразвуковой структуроскоп УС-13И;
- вихретоковые приборы: ВС-10П, «MAGNA-TEST» (Институт д-ра Ферстера).
Все средства контроля и измерения проходят периодическую поверку и калибровку и имеют соответствующие сертификаты.
Опытные партии деталей подвергаются оперативному НК на стадиях проектирования и изготовления новых деталей и узлов.
НК-2 выполняется только в случаях, когда в процессе обработки возможно появление дефектов технологического характера.
Рис. 1. Блок-схема процесса изготовления новых деталей и узлов
Магнитно-порошковому контролю с помощью дефектоскопа «MAGISCOPE-5000» (Италия) подвергаются ответственные детали двигателя и ходовой части автомобилей мелкосерийного производства, а также детали прототипов автомобилей на стадии их изготовления и испытаний. В качестве компонентов суспензии при реализации этого метода используется масло WOM-8 фирмы Castrol и магнитолюминесцентный порошок «SUPERMAGNA LY-2500» фирмы Helling.
Для проверки работоспособности дефектоскопа были изготовлены контрольные образцы по методикам, описанным в приложении к ГОСТ 21105-87. При изготовлении контрольных образцов, а также в ходе проведения НК деталей автомобиля сотрудниками лаборатории была предпринята попытка визуализации изображения следа дефекта в ультрафиолетовом свете видеокамерой «PANASONIK-M 3500». В случае яркого, хорошо видимого свечения индикаторного следа видеокамера хорошо фиксировала изображение. После этого картинка с дефектом редактировалась на компьютере и прилагалась с пояснительным текстом к протоколу результатов контроля. Все это позволяет на стадии разработки, испытаний автомобилей ВАЗ и в других случаях наглядно демонстрировать конструкторам и технологам месторасположение и ориентацию выявленных дефектов, освободив их от участия в контроле.
Однако не всегда удавалось получить удовлетворительное изображение следа дефекта. Например, в ходе отработки технологии изготовления седла клапана нового двигателя, изготавливаемого методом порошковой металлургии, индикаторный след над трещинами не давал свечения, достаточного для фиксации его камерой. В результате зафиксировать местоположение и ориентацию дефекта данной видеокамерой не удалось. Планируется продолжить исследования с использованием видеокамеры с большей разрешающей способностью.
В лаборатории также используется метод капиллярного контроля, который нашел широкое применение, в частности, при отработке технологии изготовления поршня из алюминиевого сплава. В качестве проникающего вещества используется люминесцентная жидкость ЛЖ-6А, в качестве промывающего - очищающая жидкость ОЖ-1. Для вытягивания индикатора на поверхность применяется порошок окиси магния. При оформлении результатов контроля предпринимаются попытки использовать уже упомянутый метод визуализации изображения.
При проведении контроля в лаборатории магнитопорошковым и капиллярным методами абсолютная чувствительность достигает 1 мкм при соответствующем классе чистоты поверхностей деталей после мехобработки.
Для отработки технологических процессов изготовления перспективных автомобилей и контроля качества действующего производства самым прогрессивным из используемых в лаборатории методов контроля, по нашему мнению, является метод рентгеновской промышленной томографии. Для его реализации применяются вычислительные томографы ПРВТ-300-1 и ВТ-50. Важно, что томограф ВТ-50 оснащен автономной биологической защитой, отвечающей требованиям НРБ-96 и «Основных санитарных правил», что позволяет размещать его в любом лабораторном помещении вместе с другим оборудованием.
Принцип работы томографов основан на реконструкции и визуализации поперечных сечений (томограмм) внутренней структуры контролируемых изделий в результате совместной вычислительной обработки теневых проекций, полученных при рентгеновском просвечивании изделии в различных направлениях. ПРВТ-300-1 и BT-50 используются для послоИноИ визуализации, геометрического контроля, обнаружения малых разноплотностеИ, пор, включении и трещин в объеме изделиИ со сложноИ внутренней структурой: композитов, многослоИных конструкциИ, клеевых соединениИ, отливок, сборных узлов и агрегатов, деталеИ из керамики, изделиИ микроэлектроники и микромеханики и др. Опыт применения вычислительных томографов в промышленности показал, что по чувствительности к локальным дефектам, малым отклонениям геометрии и плотности внутри изделий со сложной внутренней структурой они на два порядка превосходят возможности традиционных средств неразрушающего контроля.
Томограф ПРВТ-300-1
Общий вид
Оператор за пультом
Томограммы нейтрализатора выхлопных газов (слева) и тормозного диска ВАЗ-2110 (справа)
Использование томографов при проектировании, изготовлении испытании деталей и узлов автомобиля позволяет наиболее полно решать поставленные задачи, а именно:
- изучение отдельных деталей и узлов прототипов в сборе до их полного разрушения;
- сравнительный анализ аналогов без их разрушения;
- отработка технологии изготовления опытных деталей для повышения их качества, сокращения сроков подготовки их производства;
- оперативный НК опытных партий деталей;
- качественная оценка состояния деталей и узлов в процессе их испытаний или эксплуатации.
Достоинствами метода рентгеновской вычислительной томографии являются абсолютная сохранность исследуемого объекта, получение информации о внутренней геометрии многосоставных объектов, бесконтактность, числовое представление полученного изображения, архивация результатов на магнитных носителях и в виде печатных копий.
В состав томографа ПРВТ-300-1 входят рентгеновскиИ аппарат «ISOVOLT-420», трехосевая сканирующая система, система сбора проекционных данных; вычислительныИ комплекс IBM 486 DX2, средства визуализации, принтер LaserJet 61, средства метрологического обеспечения.
Метрологическое обеспечение томографа осуществляется с помощью аттестованных эталонов чувствительности, физических образцов, математических моделей (стандартных томограмм), что подтверждает такие характеристики, как предел пространственного разрешения, геометрическая чувствительность и чувствительность к локальным дефектам, допустимый диапазон плотности, эффективная толщина контролируемого слоя. Специалистами подразделений Дирекции совместно со специалистами лаборатории были поставлены и решены задачи, позволяющие оптимизировать процессы изучения деталей и узлов следующих прототипов: головка блока цилиндров, поршень, гидроопора двигателя, узлы передней подвески, ротор РПД, элементы системы снижения токсичности отработавших газов и ряд других. Были проведены исследования опытных деталей из алюминиевых сплавов в процессе отработки технологии их изготовления с целью устранения возможных дефектов и геометрических отклонений, по результатам которых оптимизирована технология заливки литьевых деталей (поршень, головка блока цилиндров, блок цилиндров) в металлургическом производстве АО «АВТОВАЗ» для перспективных моделей автомобилей. На стадии проектирования и изготовления новых деталей и узлов в лаборатории проводится оперативный НК опытных партий деталей с целью исключения возможных дефектных изделий и устранения потерь при дальнейшей обработке.
В действующее металлургическое производство ИЛФМАМ были выданы рекомендации, что позволило устранить литейные дефекты и снизить материально-технические затраты на стадии отработки технологии.
За работу «Использование метода рентгеновской вычислительной томографии при проектировании, изготовлении и испытании деталей и узлов автомобилей семейства ВАЗ» коллективу ИЛФМАМ присуждена премия АО «АВТОВАЗ» 1998 г.
Томограф ВТ-50, предназначенный для контроля объекта с максимальными размерами 20 мм, позволяет с более высокой степенью точности и чувствительности проводить исследования автомобильной электроники и радиоэлектроники в целом, что позволяет распространить наш опыт не только в автомобильной промышленности.
Оператор за пультом томографа ВТ-50
Кроме вышеперечисленных видов деятельности ИЛФМАМ (организация и проведение контроля, анализ и оформление результатов) в компетенции лаборатории также находится разработка системы документирования процедур, связанных с обеспечением качества контроля, техникой безопасности и ведением документации.
В своей деятельности лаборатория руководствуется организационными и методическими документами Госстандарта России, стандартами предприятия, руководствами по качеству АО "АВТОВАЗ", Исследовательского центра ДТР и другими, разработанными нами документами.
При проведении контроля дефектоскописты пользуются разработанными инженерами-исследователями картами контроля, согласованными с заказчиками конкретных объектов контроля, утвержденными и аттестованными в установленном СТП АО "АВТОВАЗ" порядке. В случае применения методик, используемых в сфере государственного метрологического надзора, аттестация методик производится в соответствии с ГОСТ 8.563-96.
После завершения необходимого объема работ по проведению определенного вида контроля результаты вводятся в протокол, содержащий все атрибуты заказа, объекта и предметов исследования, необходимые сведения о применяемых методах, средствах и условиях контроля, результаты контроля, и автоматически (благодаря действующей в лаборатории АСУ) - в журнал регистрации поступающих образцов и выдачи результатов контроля.
Протоколы контроля с результатами работы при использовании вычислительных томографов сопровождаются распечатанными рентгенограммами и томограммами в необходимых сечениях, что позволяет заказчику самостоятельно оценить результаты и принять правильное решение.
Для обеспечения достоверности получаемых в процессе испытаний результатов в лаборатории предусмотрена процедура внутрилабораторного оперативного и внутреннего выборочного контроля качества работ. Любая форма внутреннего контроля проводится в соответствии с существующими картами контроля. Для обеспечения единства результатов при внутреннем контроле нами применяются эталоны чувствительности и контрольные образцы, аттестованные в установленном порядке метрологической службой.
Прошедшая в марте 1999 г. повторная аттестация подтвердила техническую компетенцию специалистов лаборатории и показала, что взятое нами направление на получение высокого качества результатов работы является единственно правильным в современных экономических условиях.
В заключение отметим, что подобно тому, как существуют работы повышенной опасности, так и работа специалистов по НК - работа повышенной бдительности. Она возлагает на людей, связавших свою судьбу с НК, большую ответственность. Всем нашим коллегам желаем творческого подхода к делу, полной самоотдачи, успехов и радости в работе.