+7 (903) 799-86-55

НК при ремонте локомотивов и моторвагонного подвижного состава



Об авторах

 

Маркина Надежда Евгеньевна

 

 

 

 

 

Маркина Надежда Евгеньевна 

С 1973 г. работает в Департамен­те локомотивного хозяйства, с 1998 г. курирует вопросы, связанные с НК в ло­комотивном хозяйстве.

Ильин Владимир Алексеевич 

Зав. лабораторией ВНИИЖТ, к. т. н., Ill уровень по акустическим методам.

Газизова Гульфира Габдулхаевна 

С. н. с. ВНИИЖТ, к. т. н, Ill уровень по магнитным методам НК.

 

 

В локомотивном хозяйстве требуемый уровень эксплуатаци­онной надежности тягового и мо­торвагонного подвижного состава (МВПС) достигается, в том числе, и за счет использования технических средств и технологий НК ответст­венных узлов и деталей.

При ремонте каждого типа локомотива или МВПС подлежат дефектоскопированию более 60 на­именований деталей. В первую оче­редь подвергаются НК детали и узлы, от состояния которых зависит без­опасность движения. Работы по НК проводятся в соответствии с требо­ваниями и перечнями деталей, при­веденными в правилах текущего ремонта, нормативных документах и указаниях МПС России. Во всех основных депо, выполняющих теку­щий ремонт локомотивов и МВПС, организованы специализированные участки НК.

В настоящее время в локо­мотивном хозяйстве проводится планомерная работа по совершен­ствованию системы НК деталей ло­комотивов и МВПС по следующим основным направлениям:

-  пересмотр устаревших и разработ­ка новых нормативно-технологи­ческих документов по НК;

-  оснащение локомотивных депо со­временными дефектоскопами и вспомогательными средствами кон­троля (взамен устаревших средств НК и оборудования);

-  разработка и внедрение новых средств НК, расширяющих номенк­латуру контролируемых деталей, а также дефектоскопов с возмож­ностью автоматизации технологи­ческих операций и документирова­ния результатов контроля;

-  метрологическое обеспечение НК;

-  повышение уровня квалификации персонала в области НК.

Указанные направления нашли отражение в «Программе развития и внедрения техноло­гий и средств неразрушающего контроля в локомотивном хо­зяйстве до 2005 года», утверж­денной в 1999 г. Департаментом локомотивного хозяйства МПС России.

С целью повышения эффек­тивности работ по НК разработан и разослан на дороги Руководящий до­кумент «Неразрушающий контроль деталей и узлов локомотивов и моторвагонного подвижного состава. Общие положения» № ЦТт-19, 1999 г., устанавливающий требования к ор­ганизации работ по НК деталей в локомотивных депо. В соответствии с требованиями указанного доку­мента для организации работ по НК в локомотивных депо назначены от­ветственные лица из числа инже­нерно-технических работников.

С появлением нового подвижного со­става и современных средств НК возникла необходимость в пересмотре действующих и разработке новых нормативно-технологичес­ких документов по НК, устанавливающих тре­бования к технологии и средствам ультразву­кового, магнитопорошкового и вихретокового методов контроля. В настоящее время на до­роги направлены следующие документы:

-  Инструкция по ультразвуковому контролю деталей электровозов серий ВЛ №ЦТэр-13/1, 1999 г.;

-  Инструкция по ультразвуковому контролю деталей электровозов серии ЧС-2, ЧС-2т № ЦТэр-13/2, 1999 г.;

-  Инструкция по ультразвуковому контролю деталей электровозов серии ЧС-4, ЧС-4т, ЧС-7 № ЦТэр-13/3, 1999 г.;

-  Инструкция по ультразвуковому контролю элементов колесно-редукторного узла ва­гонов электропоездов № ЦТэп-6, 1999 г.;

-  Инструкция по ультразвуковому контролю деталей тепловозов серий 2ТЭ-116, ТЭ-10, М62, ТЭМ2 № ЦТрт-17/1, 1999 г.;

-  Инструкция по ультразвуковому контролю деталей тепловозов серии ЧМЭЗ (всех модификаций) № ЦТрм-17/2, 1999 г.

-  Инструкция по ультразвуковому контролю деталей локомотивов и вагонов электро­поездов на базе программируемого дефек­тоскопа УД2-102 № ЦТт-18/3, 2000 г.

В текущем году на ж. д. поступят инструк­ции по магнитопорошковому и вихретоковому методам НК деталей и узлов локомотивов и МВПС всех серий.

В связи с резким повышени­ем стоимости запасных частей и их дефицитом при разработке норма­тивных документов по НК особое внимание уделено применению при ремонте подвижного состава ресур­сосберегающих безразборных тех­нологий НК. Например, УЗК осей колесных пар проводится без де­монтажа колец роликоподшипников буксового узла или без демонтажа самого буксового узла (с обеспече­нием доступа только с торца оси), УЗК болтов подвески локомотивов - без их демонтажа, а зубьев зубча­того колеса и шестерни тягового ре­дуктора - без его разборки. Внедре­ние этих технологий НК обеспечит значительную экономию времени и средств на проведение ремонта при одновременном уменьшении вероятности повреждения деталей в процессе демонтажных и сбороч­ных работ.

НК деталей в локомотивных депо проводится с применением ультразвуковых, магнитопорошковых и вихретоковых дефектоско­пов, общее число которых состав­ляет около 1700 единиц (рис. 1).

 

Распределение средств дефектоскопии по методам контроля: - магнитопорошковые; - вихре- токовые; - ультразвуковые

Рис. 1. Распределение средств дефектоскопии по методам контроля: - магнитопорошковые; - вихре- токовые; - ультразвуковые

Проведенный анализ показал, что более 40 % применяемых дефектоскопов морально устарели, выработали свой ресурс, не соот­ветствуют современным требованиям и нуж­даются в замене (в частности ДКМ-1Б, ДГС, ДГЭ, ДГЗ, УЗД-64). Однако вопросы обновления технических средств в локомотивных депо ре­шаются медленно, до сих пор применяются дефектоскопы, не обеспечивающие требуемую чувствительность и достоверность НК деталей. При магнитопорошковом контроле деталей час­то применяются всевозможные самодельные намагничивающие устройства с нерегламентированными техническими характеристиками, из-за отсутствия соответствующих приборов не проводится проверка режимов намагничи­вания деталей и качества применяемых маг­нитных индикаторов. Упомянутые магнитопо­рошковые дефектоскопы подлежат замене на дефектоскопы МД-12ПШ, МД-12ПЭ, МД-12ПС, УМДЗ с улучшенными характеристиками. Для проверки режимов намагничивания деталей рекомендуется применять портативные мил- литесламетры типа ТП2-2У или магнитометры МФ-2ЗИМ.

Для замены устаревших и снятых с производства дефектоско­пов по заданию Государственной программы по повышению безопас­ности движения локомотивным депо, начиная с 1999 г., поставлено 375 единиц средств НК.

Учитывая, что для ряда ответственных узлов и деталей локомотивов и МВПС отсутству­ют средства НК, их разработка является актуальной задачей.

В последние годы разработаны и внедряются на ремонтных предприятиях сле­дующие средства НК:

-  устройство типа УМДЗ для магнитного дефектоскопирования прямозубых и косозубых шестерен и ведомых зубчатых колес тяговых редукторов локомотивов и МВПС;

-  установка типа ТПС 9706 для магнитного дефектоскопирования свободных колец диаметром от 100 до 400 мм подшипников качения буксовых узлов;

-  вихретоковый дефектоскоп ВД-19НФ для контроля цилиндрических роликов диамет­ром от 24 до 56 мм и длиной от 24 до 58 мм подшипников качения буксовых узлов ло­комотивов;

-  вихретоковый дефектоскоп ВД-20НФ для контроля цилиндрических и сферических роликов диаметром от 18 до 80 мм, длиной от 18 до 60 мм подшипников качения бук­совых узлов локомотивов;

-  вихретоковые дефектоскопы ВД-11З и ВД- 11З.5 для выявления поверхностных тре­щин на деталях, выполненных из любых металлов и сплавов, с радиусом кривизны поверхности более 100 мм;

-  устройство намагничивающее стандартно­го образца МОН-721 для проверки качест­ва магнитных порошков и суспензий;

-  автоматизированный вихретоковый дефек­тоскоп ВД-211.17 для контроля латунных сепараторов подшипников качения № 25З2 буксовых узлов тепловозов серии ТЭ10, ТЭП60, 2ТЭ116, М62, ТГ16 всех модифи­каций;

-  автоматизированный вихретоковый дефек­тоскоп ВД-211.27 контроля латунных сепараторов подшипников качения № 25З6 бук­совых узлов электровозов серии ВЛ8, ВЛ10, ВЛ-19, ВЛ22, ВЛ2З, ВЛ60, ВЛ80, ЧС4.

Также разрабатываются следующие новые средства НК:

-  специализированные ультразвуковые пре­образователи для дефектоскопирования элементов колесно-редукторного узла ло­комотивов и МВПС;

-  малогабаритные электромагниты для магнитопорошкового контроля труднодоступ­ных участков деталей сложной формы;

-  устройство для механизированного контро­ля цельных латунных сепараторов буксо­вых подшипников локомотивов и МВПС (всех типов) с цилиндрическими роликами;

-  устройство для проверки качества магнит­ных порошков и суспензий;

-  стенды для комплексного дефектоскопирования колесных пар локомотивов и МВПС ультразвуковым и электромагнитным мето­дами;

-  установка для магнитного дефектоскопиро­вания свободных колец опорного подшипника электровозов ЧС2, ЧС4, ЧС7.

При разработке и внедрении новых средств НК особое внимание уделяется возможности сопряжения дефектоскопа с компьютером при помощи интерфейсных устройств. Это дает возможность автоматизи­ровать процесс регистрации резуль­татов контроля, а также облегчить работу оператора-дефектоскописта при подготовке дефектоскопа к ра­боте, настройке его на рабочие ре­жимы и принятии решения о при­годности контролируемых деталей к дальнейшей эксплуатации. Послед­нее обстоятельство особенно важно при необходимости использования одного дефектоскопа для контроля деталей различных типов с соответ­ственно различными параметрами контроля и режимами работы. С этой целью используются дефекто­скопы с внешними или внутренними программирующими устройствами, запоминающие большое количест­во параметров рабочих режимов.

К новым перспективным средствам НК относятся программируемый ультразвуко­вой дефектоскоп УД2-102 «Пеленг», автома­тизированные вихретоковые дефектоскопы БД-211 (всех модификаций), обеспечивающие возможность запоминания рабочих режимов, документирования и хранения результатов контроля с помощью компьютеров и регист­рирующих устройств.

В локомотивных депо долж­ны применяться дефектоскопы и установки, которые прошли ведом­ственные эксплуатационные и при­емочные испытания по программам и методикам, утвержденным Депар­таментом локомотивного хозяйства МПС России. Ультразвуковые, вихре­токовые и магнитопорошковые де­фектоскопы должны подвергаться калибровке (поверке) с периодично­стью, указанной в эксплуатационной документации на них. Калибровка средств НК проводится органами метрологических служб железных дорог, аккредитованными в поряд­ке, установленном МПС России. Проверка работоспособности и на­стройка дефектоскопов должны осуществляться с помощью стан­дартных образцов предприятий (СОП) по ПР 32.140-99.

Типы применяемых средств НК и СОП должны быть зарегист­рированы в отраслевом реестре средств измерения, допущенных к применению на предприятиях ж.-д. транспорта.

Необходимо учесть, что достоверность результатов НК зависит не только от техничес­ких средств, но в значительной степени и от уровня квалификации дефектоскопистов. Технический уровень средств НК, применяе­мых в локомотивном хозяйстве, таков, что дефектоскописты осу­ществляют контроль ответствен­ных деталей и в большинстве случаев сами принимают реше­ние о пригодности этих деталей к дальнейшей эксплуатации.

 

Квалификационные разряды дефектоскопистов

Рис. 2. Квалификационные разряды дефектоскопистов

Дефектоскописты 4 и 5 разрядов состав­ляют 74,8 % от общего числа дефектоскопис­тов в локомотивных депо (рис. 2), а 6 разряда - лишь 7,2 %. При этом следует отметить, что в соответствии с требованиями Единого тариф­но-квалификационного справочника работ и рабочих профессий (ЕТКС) УЗК деталей колесно-редукторного узла, связанных с безопас­ностью движения, должны проводить дефектоскописты 5 и 6 разрядов. Для работы с автоматизированными дефектоскопами типа УД2-102 со встроенным программным обеспе­чением и компьютеризированным докумен­тированием результатов контроля требуются дефектоскописты с уровнем квалификации предпочтительно 6 разряда.

Дефектоскописты, имеющие стаж работы более 5 лет, составляют 57,5 % от их общего числа, то есть в локомотивном хозяйстве ква­лифицированные специалисты составляют чуть больше половины.

Руководящим документом № ЦТт-19, 1999 г. предусмот­рено повышение квалификации дефектоскопистов не реже од­ного раза в 2 года, а также после перерыва в практической работе более 6 месяцев. Профессиона­льную подготовку и повышение квалификации дефектоскопистов проводят техникумы, дорож­ные технические школы и учеб­ные центры.

Однако не на всех дорогах уделяется долж­ное внимание вопросам обучения и повыше­ния квалификации. Заключается это прежде всего в том, что дефектоскописты направля­ются на обучение и повышение квалификации в учебные центры и технические школы, не связанные с ж.-д. тематикой. Подготовка дефектоскопистов в ряде дорожных технических школ проводится по упрощенной схеме, от­сутствует необходимая учебно-лабораторная база, оснащенная профильной нормативной документацией по НК, современными дефек­тоскопами, образцами деталей локомотивов и МВПС для обучения, тренажерами, учебны­ми и наглядными пособиями.

Поэтому большое внимание уделяется разработке единых про­грамм и учебно-методических мате­риалов. В настоящее время разрабо­таны программы профессиональной подготовки по магнитному и ультра­звуковому контролю на 3-4 разря­ды по ЕТКС, предусматривающие теоретическое обучение в учебных группах и производственное обуче­ние на рабочих местах на передо­вых предприятиях, оснащенных современными средствами НК. Раз­рабатываются учебные пособия, плакаты, сборники экзаменационных вопросов, требования к оборудова­нию учебных классов для проведе­ния практических занятий.

Благодарим журнал "В Мире НК" за любезно предоставленную информацию http://www.ndtworld.com

Возврат к списку