Организационное и метрологическое обеспечение НК на Ж.-Д. транспорте



Об авторах

 Ананьев Николай Иванович

 

Ананьев Николай Иванович  

Главный метролог головной ор­ганизации метрологической службы МПС России, заведующий отделом ГУП ВНИИЖТ. Канд. техн. наук, ав­тор 95 научных трудов и статей, в том числе - отраслевого Реестра допущенных средств измерений и системы их калибровки на феде­ральном ж.-д. транспорте.

 

 

 

 Шлепнев Игорь  Олегович

 

Шлепнев Игорь  Олегович  

Старший научный сотрудник ГУП ВНИИЖТ, канд. техн. наук. На­учные интересы - методы и сред­ства НК, стандартизация и метро­логия на ж.-д. транспорте.

 

 

Стратегическое управление отраслью по всей территории Рос­сии невозможно без строгого регламентирования всего процесса перевозок и функционирования всех подразделений и служб ж.-д. транспорта, которое осуществляется из единого федерального центра - МПС России, включающего в себя функции оперативного руководства, систему нормативно-правовых и технологических до­кументов, основными из которых являются Закон РФ «О федераль­ном железнодорожном транспорте», Устав железнодорожного транс­порта, Правила технической эксплуатации, Инструкции по сигнали­зации, движению поездов и маневровой работе и нормативная доку­ментация (НД) разного уровня (ГОСТ Р, ГОСТ, ОСТ, РД, ПР и т. п.).

Соблюдается единый подход и единство требований, которые обусловлены жесткой иерар­хической структурой МПС России и подчиненных ему предприятий и организаций. Фактически, это исторически сложившаяся и отшлифованная практикой система стандартизации и метро­логического обеспечения.

В условиях рыночной экономики технические средства для нужд ж.-д. транспорта стали производить не только предприятия России, но и предприятия и фирмы стран СНГ; началось проникновение на рынок зарубежных производителей. Все это потребовало разви­тия и укрепления служб стандартизации и метрологии и создания системы сертификации на федеральном ж.-д. транспорте с учетом общепринятых международных принципов (стандартов) и гармони­зации этих правил с международными и национальными нормами.

Отраслевой реестр средств измрений

В последнее время в отрасли создана база нормативных документов, определяющая сис­тему и порядок метрологического обслуживания средств измерений, достигнуто соглашение о взаимодействии между Госстандартом и МПС, в т. ч. с целью оптимизации финансовых затрат на метрологическое обслуживание средств измерений. Создана и функционирует отраслевая система калибровки средств измерений, не подлежащих государственному метрологическому контролю и надзору (ГМК и Н), проводится аккредитация метрологических служб железных дорог на право работы в ней.

Кроме того, в отрасли функционирует отраслевой Реестр средств измерений, допущенных к применению на транспорте. Реестр создан с целью учета типов средств измерений, в том числе отраслевых стандартных образцов, обеспечения контроля за должным уровнем метрологи­ческого обеспечения при внедрении и контролепригодности новых средств и сохранения еди­ной контрольно-измерительной базы при производстве, эксплуатации и ремонте ж.-д. техники.

При внесении в отраслевой Реестр средств измерений, допущенных к применению на ж.-д. транспорте, осуществляются идентификация средств измерений и метрологическая экспертиза НД, устанавливается область применения, анализируется уровень автоматизации процессов измерений и обработки. Модель организации и функционирования отраслевого Реестра яв­ляется добровольной для Изготовителя приборов и обязательным и необходимым условием внедрения новых средств измерений в эксплуатацию на железных дорогах на основе дирек­тивного решения МПС России.

Имеются сведения о характеристиках применяемых отраслевых эталонов, средствах диаг­ностики ходовых частей подвижного состава и методиках выполнения измерения, подлежащих как ГМК и Н, так и в системе МПС России.

Опыт организации и работы отраслевого Реестра может быть использован при создании добровольной сертификации СНК в сис­теме сертификации на Федеральном ж.-д. транспорте (ССФЖТ).

НК для оценки состояния технических средств и объектов, широко используемый на ж.-д. транспорте, - сложнейшая технологическая опе­рация, в первую очередь направленная на обес­печение безопасности движения поездов.

Сверхнормативные сроки использования конструкций пути и под­вижного состава, высокий уровень их эксплуатации и существующие отклонения от нормы их содержания и обслуживания, а также слож­ные климатические условия на значительном протяжении железных дорог обусловливают значимость методов и средств НК, как важней­шего средства обеспечения технической и экологической безопас­ности ж.-д. перевозок.

МПС России уделяет серьезное внимание со­вершенствованию и развитию методов, технологий и средств НК. Одновременно с этим уделяется определенное внимание вопросам метрологичес­кого обеспечения этих работ, ибо обеспечить каче­ство и надежность измерительной информации, а, следовательно, обоснованное принятие реше­ния о годности или негодности изделия невоз­можно.

 Накопленный опыт и практика применения методов НК на ж.-д. транспорте свидетельствуют, что техническая база применяемых ме­тодов и средств (ультразвуковые, магнитные, вихретоковые, ферро-зондовые дефектоскопы), нормативно-техническая база в виде ГОСТ, ОСТ, РД, технические и технологические инструкции, методики, кад­ры, в целом, имеются в достаточном объеме.

Сейчас в области метрологического обеспечения есть ряд нере­шенных проблем и задач, которые требуют безотлагательного рас­смотрения и решения.

1. Анализ сфер ГМК и Н показывает, что достаточно трудно четко разделить весь парк средств измерений на группы: какие группы-средства НК (СНК) являются средствами измерений, а какие - средствами контроля (не обладают признаками средства измерения) и не подлежат ГМК и Н.

В настоящее время на транспорте, в значительной мере, СНК применяются как пороговые (индикаторные) средства, не обладаю­щие признаками средства измерения. Они призваны определять - констатировать есть ли в данном объекте дефект или нет, без четкого определения его количественных характеристик и геометрических па­раметров залегания. Это, так называемые, средства контроля. Во всех технологических инструкциях (методиках) предусматривается систе­матическая проверка и настройка параметров НК перед его приме­нением, определяющих их достоверность. В силу различных факторов, например, «шумящих» и нормальных рельсов или др., пороговая чувствительность не является постоянной в течение длительного интервала (критерий поверки), то есть невозможно говорить о межпо­верочном интервале. Такие приборы должны калиброваться, их рабо­тоспособность должна проверяться на объекте. В силу этого метроло­гическое обеспечение должно быть закреплено за аккредитованными МПС России метрологическими службами предприятий.

Необходимо разделить СНК на средства измерений и средства контроля. От этого, види­мо, зависит четкость взаимоотношений между органами Госстандарта России и метрологичес­ких служб железных дорог.

Начало этому положено. Имеется в виду НД Р32.1Ю-98 «Руко­водство по установлению номенклатуры контролируемых параметров и средств измерений на ж.-д. транспорте, подлежащих государствен­ному метрологическому контролю и надзору», который был согла­сован с Госстандартом России. В этот документ СНК не вошли как средства измерений, подлежащие ГМК и Н.

2. Гпавное внимание необходимо уделить метрологическому обеспечению стандартных образцов (СОН), по которым должны настраиваться СНК.

Руководством МПС России утвержден нормативный документ ПР.32.140-99 «Метрологическое обеспечение. Стандартные образцы предприятий отрасли. Порядок разработки, аттестации, утверждения и регистрации». Этот документ необходим для НК объектов ж.-д. транспорта и устанавливают общие требования к порядку разработ­ки, аттестации, утверждения, регистрации и применения стандартных образцов предприятий (СОП) на предприятиях отрасли, изготавлива­ющих, ремонтирующих и эксплуатирующих объекты ж.-д. транспорта. В рамках этой работы установлен технический регламент по метроло­гическому обеспечению СОП от разработки до выпуска и применения.

  1. Целесообразно установить порядок ведения Реестра СНК, допускаемых для применения в отрасли. Этим можно будет поста­вить заслон всем некачественным и метрологически не обеспечен­ным СНК. Опыт в области внедрения обычных средств измерений и средств диагностики говорит в пользу внедрения такого отрас­левого Реестра.
  2. Необходим более планомерный и качественный анализ всех внедряемых методик выполнения измерений, методик и техноло­гических инструкций в области НК.
  3. Требует активизации работа по внутриотраслевому конт­ролю и надзору за работой метрологических служб предприятий и организаций отрасли.

В значительной степени сформулированные задачи не новы, но ими нужно постоянно заниматься. При возникновении новых задач и работ, например, в области сертификации персонала и организаций в области НК, старые задачи не сходят со сцены, а требуют, пожалуй, еще большего внимания.

Сегодня в рамках Госпрограммы по повы­шению безопасности движения (БД) включены важнейшие задания по созданию и производству новых СНК:

-   в освоении находятся дефектоскопы РДМ, АВИКОН, автомотрисы АМД, совмещенный вагон-дефектоскоп на базе УЗД и магнитных методов контроля;

-   внедряются ультразвуковые УДС2-32, ферро- зондовые (типа ДФ-201), вихретоковые - ВД-113,

 

ВД-211.7, отраслевые стандартные образцы типа СО и т. п.

-   разрабатываются новые технологические и ме­тодические документы, определяющие порядок и систему НК в хозяйствах отрасли с использо­ванием новых СНК;

-   проработан вопрос о создании на сети специаль­ных участков пути для контроля и проверки СНК;

-   с целью подтверждения достаточности метро­логических требований в НД на СНК и их пригод­ности при эксплуатации на сети ведется работа по внесению в отраслевой Реестр новых СНК. Вместе с этим, нужно признать, что организационное обеспечение

НК, в том числе единая система контроля разработки, постановки на производство и внедрения контрольно-диагностических систем не­достаточна.

Дело в том, что технические средства НК и диагностики включают в себя аппаратурную часть, программное обеспечение, эксплуата­ционно-техническую и метрологическую документацию. К сожалению, разработкам необходимой технологической документации, методи­кам, исследованию оптимальных процедур НК и диагностики уделя­ется недостаточное внимание. Контрольно-диагностические операции следует рассматривать как важнейший элемент, обеспечивающий качество принятия решения о работоспособности изделия. От пра­вильного выбора методов и средств НК в большой степени зависит эффективность конечного результата - долговременная работоспо­собность объектов при минимальных затратах.

Алгоритмы испытаний должны формиро­ваться, исходя из требований обеспечения БД и диагностической технологии с тем, чтобы мини­мизировать диагностические параметры, методы и средства, обеспечивающие достоверность определения аномального события.

При этом могут встречаться непредвиденные условия эксплуата­ции, поэтому диагностические технологии должны быть "избыточными" в отношении применения комплекса различных по физической сути методов и средств НК (комплексы НК), которые бы дополняли друг друга для обеспечения максимальной гарантии качества изделия или объекта. Технология должна предусматривать спектр различных конструкций контрольно-диагностических приборов - от ручного до автоматизированного исполнения при рациональном сочетании их применения при эксплуатации объектов. Она должна иметь библио­теку алгоритмов и программ диагностирования применительно к конк­ретным объектам и задачам обнаружения дефектов. Самый важный момент - принятие решения о невозможности эксплуатации изделия

-   должен быть особо отмечен и научно обоснован в технологии. Фун­даментом этого решения должны быть предварительно накопленные статистические материалы (метрологическое обеспечение на стадиях разработки и применения средств и технологий НК изделий ж.-д. транспорта).

Следует отметить, что все технологии НК должны пройти опытную проверку, они не долж­ны содержать неразумных требований типа "не допускаются никакие виды дефектов", должны работать на опережение, надежно распознавать предаварийную ситуацию, никаким образом не допускать аварийную эксплуатацию изделий.

С позиций метрологических задач обеспе­чения СНК, можно сформулировать следующие актуальные проблемы, требующие первоочеред­ного решения:

  1.  Классификация СНК, используемых на ж.-д. транспорте;
  2. Регламентация того или иного вида метрологи­ческого обеспечения СНК, в зависимости от их классификации;
  3. Создание         системы сертификации СНК, создава­емых для использования на ж.-д. транспорте;
  4. Обеспечение контрольных операций с примене­нием СНК, аттестованными методиками изме­рений (контроля), для технологических процес­сов ремонта, эксплуатации технических средств ж.-д. транспорта;
  5. Обеспечение проведения обязательной метро­логической экспертизы всех вновь разрабаты­ваемых и пересматриваемых нормативных до­кументов, методических и технологических инструкций в области НК;
  6. Создание системы управления качеством с ис­пользованием гибкой и демократичной концеп­ции локальных (корпоративных) вычислительных сетей и ставки на развитое рабочее место поль­зователя с необходимым набором программ и баз данных на его персональном компьютере или сервере. Применение современных инфор­мационных технологий, призванных повысить актуальность, достоверность и оперативность поступления информации в МПС России, ГОМС (ГУП ВНИИЖТ) и БОМС (НИИ мостов) для ста­тистической обработки, анализа, создания раз­личных видов отчетности, принятия оператив­ных решений, необходимых для соблюдения единого подхода и единства требований к ка­честву НК на ж.-д. транспорте.
Благодарим журнал "В Мире НК" за любезно предоставленную информацию http://www.ndtworld.com

Возврат к списку