Средства и технологии НК на железных дорогах мира
Средства и технологии НК на железных дорогах мира - тема семинара, проведенного 14 - 15 июня 2000 г. по инициативе Петербургского государственного университета путей сообщения в рамках Международной специализированной выставки приборов и оборудования для промышленного неразрушающего контроля "ДЕФЕКТОСКОПИЯ 2000" в соответствии с Указанием Заместителя Министра путей сообщения Российской Федерации А. С. Мишарина № М-1594у от 01.06.2000.
Спонсором семинара выступила фирма «ТВЕМА» (Москва).
В работе семинара приняло участие 157 специалистов 109 организаций России, Белоруссии, Германии, Латвии, Молдавии, Украины, в том числе специалисты МПС России, шести НИИ и ВУЗов, семи уполномоченных органов, осуществляющих сертификацию персонала в области НК, 16 ж. д. России, ж. д. Белоруссии, Латвии, Молдавии, Украины, 14 фирм-разработчиков и производителей средств НК объектов ж.-д. транспорта.
При открытии семинара его руководитель - ректор университета, проф. В. И. Ковалев дал глубокий анализ состояния НК на ж.-д. транспорте и обосновал основные задачи и направления по повышению надежности и эффективности систем НК в путевом, вагонном, пассажирском и локомотивном хозяйствах, подчеркнул необходимость широкого привлечения вузовской науки к выполнению фундаментальных исследований по развитию известных и созданию новых методов НК.
На первом заседании (14.06.2000, ПГУПС) заслушано 17 докладов и сообщений по направлениям:
- стационарные и мобильные компьютеризированные комплексы для НК рельсов;
- компьютеризированные комплексы для НК колесных пар, деталей и составных частей подвижного состава;
- обучение, повышение квалификации и сертификация персонала технических объектов ж.-д. транспорта;
• организация НК технических объектов ж.-д. транспорта при их эксплуатации.
В процессе второго заседания (15.06.2000, НИИ мостов МПС России) участники семинара ознакомились с автомотрисой дефектоскопной АМД-01; съемными ультразвуковыми дефектоскопами РДМ-2М с регистратором результатов контроля УР-3 и АВИК0Н-01; дефектоскопами для контроля отдельных участков рельсов типов ПЕЛЕНГ-01Р и 010-52 (Чехия); организацией и технологией НК колесных пар и деталей вагонов в вагонном депо "Предпортовая" (ВЧД-16), направлениями и результатами работ ГУП "НИИ мостов и дефектоскопии МПС России" (компьютерной программой сравнения результатов последовательного УЗК рельсов мобильными средствами с системой «САРОС»; образцом аппаратно-программного комплекса для мобильных средств УЗК рельсов в пути - УЗВД, АМД; образцом регистратора УР-4 параметров, процесса и результатов УЗК стыков электроконтактной сварки рельсов на РСП; образцами вспомогательных устройств и технологией УЗК стыков алюмино-термитной сварки рельсов; технологией и специализированными преобразователями для УЗК колец подшипников и др.), выполняемых институтом в творческом содружестве с рядом организаций России, Германии и Молдавии.
Выступает ректор ПГУПС профессор В. И. Ковалев
Участники семинара также ознакомились с аппаратурой и оборудованием для НК, представленными 41 фирмой на выставке "ДЕФЕКТОСКОПИЯ 2000", в том числе со специализированной дефектоскопической аппаратурой для контроля объектов ж.-д. транспорта (образцом установки для механизированного УЗК колес с использованием дефектоскопа "ПЕЛЕНГ" ЗАО "АЛТЕК"; комплексом акусто- эмиссионного контроля ООО "ИНТЕРЮНИС"; ультразвуковым тестером УК 1401 для контроля железобетонных опор ООО "АКС"; автоматизированным комплексом бесконтактного УЗК сортового проката фирмы "НОРДИН- КРАФТ"; магнитными приборами фирмы "Энергодиагностика"; компьютеризированным комплексом дешифровки рентгенограмм сварных соединений фирмы "Зайферт-Рентген"; комплексом аппаратуры для контроля рельсов фирмы "ТВЕМА").
Установка для механизированного УЗК колес на базе дефектоскопа «ПЕЛЕНГ»
Контроль термитной сварки
По результатам обсуждения докладов и обмена мнениями на выставке участники семинара сформулировали рекомендации по дальнейшему повышению надежности НК объектов ж.-д. транспорта при одновременном снижении затрат на контроль и сокращении численности операторов:
1. На металлургических комбинатах России предусмотреть агрега- тированный комплекс НК рельсов, включающий автоматизированные установки, созданные с учетом результатов НИР, выполненных НИИ мостов и дефектоскопии и КМК, а также опыта НК рельсов при их производстве в Гзрмании и Франции: а)УЗК рельса в области головки, шейки и продолжения ее в подошву зеркально-теневым бесконтактным методом;
б) УЗК рельса по всему сечению эхо- методом при нормальном, а также наклонном вводе упругих колебаний;
в) вихретокового контроля рельса в области поверхности катания и боковых поверхностей головки, а также нижней поверхности подошвы рельса;
г) контроля размеров и прямолинейности поверхности катания рельса с единым центром компьютерной обработки информации, выдачи сертификата на проконтролированные рельсы и хранения результатов контроля.
2. При НК рельсов в пути для повышения надежности обнаружения потенциально опасных дефектов при одновременном снижении затрат на контроль и существенном сокращении численности операторов:
а) первичными и основными средствами НК рельсов в пути определить дефектоскопные автомотрисы как дистанционное и междистанционное средство НК, которые должны базироваться на трех ультразвуковых и магнитном методах контроля; для бесконтактного возбуждения и приема ультразвуковых волн, при возможности, следует использовать электромагнитоакустические (ЭМА) преобразователи;
б) съемные и переносные ультразвуковые дефектоскопы использовать для инспекционного контроля, для "зачистки" рельсов от дефектов, возможно пропускаемых автомотрисами в контролене- пригодных для них участках, и для периодической паспортизации рельсового пути;
в) обеспечить единство схем про- звучивания как мобильных, так и съемных дефектоскопов; в основу схем рационально положить схему, реализованную в дефектоскопах типа «АВИКОН-01»;
г) ввести единые формы представления результатов контроля рельсов мобильными и съемными средствами для последующего ввода их в АСУ «ПУТЬ»;
д) создать испытательный участок рельсового пути с моделями дефектов, электронными имитаторами дефектов и реальными дефектами для испытаний средств дефектоскопии рельсов и предварительной оценки достоверности выявления ими критических дефектов (ОДР) различного типоразмера.
3. С целью повышения качества восстанавливаемых и/или свариваемых на РСП рельсов впредь до введения на РСП автоматизированных установок входного контроля рельсов и приемочного контроля сварных стыков рельсов:
а) обновить парк используемых ультразвуковых дефектоскопов УД2-12 дефектоскопами типа РДМ-3, «ПЕЛЕНГ УД2-102»;
б) ввести УЗК сварных стыков рельсов с применением регистраторов (например, типа УР-4) основных параметров и процесса контроля;
в) ввести контроль концевых участков рельсов до сварки в соответствии с «Технологией досварочного УЗК концевых участков рельсов», утвержденных ЦП МПС России;
г) утвердить «Положение о представлении дистанциями пути рекламаций за отгрузку рельсо- сварочными предприятиями рельсов с дефектными сварными стыками».
4.Для обеспечения эксплуатационной надежности подвижного состава в системах НК предусматривать:
а) автоматизированные комплексы НК элементов колесных пар в потоке их производства, базирующиеся на ультразвуковом и вихре- токовом методах и обеспечивающие обнаружение внутренних и поверхностных несплошностей и дефектов структуры, а также регистрацию и хранение результатов контроля каждой детали;
б) механизированные установки магнитного и вихретокового НК литых деталей при их производстве и ремонте;
в) компьютеризированные комплексы автоматических установок оптического и ультразвукового контроля колесных пар в сборе, обеспечивающие измерение геометрических размеров, обнаружение поверхностных повреждений и усталостных дефектов с составлением электронного паспорта детали, что позволит оптимизировать технологические процессы и снизить затраты на ремонт подвижного состава;
г) диагностические комплексы, основанные на акустико-эмиссионном методе и позволяющие производить оценку накопленной усталости конструкций при их ремонте с продлением срока службы;
д) портативные ручные дефектоскопы-индикаторы, обеспечивающие оперативный НК ответственных деталей подвижного состава при техническом обслуживании и осмотре.
5.В целях обеспечения ж.-д. транспорта специалистами в области НК:
а) обеспечить ежегодный выпуск в ПГУПС и СГУПС не менее двух групп инженеров по методам и приборам НК объектов ж.-д. транспорта;
б) открыть в техникумах (колледжах) подготовку техников по НК объектов путевого хозяйства и объектов подвижного состава;
в) уделить особое внимание сертификации персонала по НК на заводах-изготовителях и ремонтных заводах объектов ж.-д. транспорта, а также руководителей подразделений НК в хозяйствах МПС России;
г) подготовить и представить в Министерство труда России предложения по переработке разделов ЕТКС в части требований к де- фектоскопистам (операторам) в области НК на ж.-д. транспорте;
д) завершить подготовку и утверждение единых типовых учебных планов и программ подготовки, переподготовки и повышения квалификации дефектоскопистов (операторов) по НК в путевом, вагонном и локомотивном хозяйствах.
6.Для повышения надежности НК объектов ж.-д. транспорта при одновременном сокращении затрат на контроль: а)разработать и ввести в действие:
- «Методические указания по проведению эксплуатационных испытаний новых и модернизируемых средств и технологий НК технических объектов ж.-д. транспорта»;
- «Правила постановки на производство средств НК технических объектов ж.-д. транспорта»;
- «Правила передачи разработчиком-изготовителем новых средств НК для эксплуатации в подразделениях НК ж.-д. транспорта»;
б) завершить разработку и утверждение классификатора типоразмеров дефектов, подлежащих выявлению при НК ответственных технических объектов ж.-д. транспорта при их изготовлении и в условиях эксплуатации;
в) провести экспертизу служб НК на заводах по ремонту подвижного состава и изготовлению запасных частей, отдельных РСП и депо, уточнить требования к подразделениям для их последующей аккредитации в установленном порядке;
г) запретить с 2001 г. применение на ж.-д. транспорте средств НК, не прошедших сертификацию в системе МПС России;
д) создать из числа ведущих специалистов НИИ и ВУЗов МПС России в области НК рабочую группу по разработке в 2000 г. основных направлений развития систем НК технических объектов в путевом, вагонном и локомотивном хозяйствах;
е)кардинально усилить привлечение ученых ВУЗов МПС России к решению фундаментальных задач в области НК объектов ж.-д. транспорта.
Учитывая эффективность проведенного семинара, его участники признали рациональным ввести в практику ежегодный созыв школ-семинаров по отдельным аспектам НК на ж.-д. транспорте в рамках Международных специализированных выставок приборов и оборудования НК "ДЕФЕКТОСКОПИЯ"