+7 (903) 799-86-55

Средства и технологии НК на железных дорогах мира



Средства и технологии НК на железных дорогах мира - тема семинара, проведенного 14 - 15 июня 2000 г. по инициати­ве Петербургского государствен­ного университета путей сооб­щения в рамках Международной специализированной выставки приборов и оборудования для промышленного неразрушающего контроля "ДЕФЕКТОСКОПИЯ 2000" в соответствии с Указанием Заместителя Министра путей со­общения Российской Федерации А. С. Мишарина № М-1594у от 01.06.2000.

Спонсором семинара высту­пила фирма «ТВЕМА» (Москва).

В работе семинара приняло участие 157 специалистов 109 организаций России, Бело­руссии, Германии, Латвии, Молдавии, Украи­ны, в том числе специалисты МПС России, шести НИИ и ВУЗов, семи уполномоченных органов, осуществляющих сертификацию персонала в области НК, 16 ж. д. России, ж. д. Бе­лоруссии, Латвии, Молдавии, Украины, 14 фирм-разработчиков и производителей средств НК объектов ж.-д. транспорта.

При открытии семинара его ру­ководитель - ректор университе­та, проф. В. И. Ковалев дал глубо­кий анализ состояния НК на ж.-д. транспорте и обосновал основные задачи и направления по повыше­нию надежности и эффективности систем НК в путевом, вагонном, пассажирском и локомотивном хозяй­ствах, подчеркнул необходимость широкого привлечения вузовской науки к выполнению фундамен­тальных исследований по разви­тию известных и созданию новых методов НК.

На первом заседании (14.06.2000, ПГУПС) заслушано 17 докладов и сообщений по направлениям:

  • стационарные и мобильные компьютеризи­рованные комплексы для НК рельсов;
  • компьютеризированные комплексы для НК колесных пар, деталей и составных частей подвижного состава;
  • обучение, повышение квалификации и сер­тификация персонала технических объектов ж.-д. транспорта;

• организация НК технических объектов ж.-д. транспорта при их эксплуатации.

В процессе второго заседания (15.06.2000, НИИ мостов МПС России) участники семина­ра ознакомились с автомотрисой дефектоскопной АМД-01; съемными ультразвуковыми дефектоскопами РДМ-2М с регистратором ре­зультатов контроля УР-3 и АВИК0Н-01; дефектоскопами для контроля отдельных участков рельсов типов ПЕЛЕНГ-01Р и 010-52 (Чехия); организацией и технологией НК колесных пар и деталей вагонов в вагонном депо "Предпортовая" (ВЧД-16), направлениями и результа­тами работ ГУП "НИИ мостов и дефектоско­пии МПС России" (компьютерной программой сравнения результатов последовательного УЗК рельсов мобильными средствами с сис­темой «САРОС»; образцом аппаратно-прог­раммного комплекса для мобильных средств УЗК рельсов в пути - УЗВД, АМД; образцом регистратора УР-4 параметров, процесса и результатов УЗК стыков электроконтактной сварки рельсов на РСП; образцами вспомога­тельных устройств и технологией УЗК стыков алюмино-термитной сварки рельсов; техноло­гией и специализированными преобразовате­лями для УЗК колец подшипников и др.), выполняемых институтом в творческом содруже­стве с рядом организаций России, Германии и Молдавии.

 Выступает ректор ПГУПС профессор В. И. Ковалев

Выступает ректор ПГУПС профессор В. И. Ковалев 

Участники семинара также ознакомились с аппаратурой и оборудованием для НК, пред­ставленными 41 фирмой на выставке "ДЕ­ФЕКТОСКОПИЯ 2000", в том числе со специа­лизированной дефектоскопической аппара­турой для контроля объектов ж.-д. транспорта (образцом установки для механизированного УЗК колес с использованием дефектоскопа "ПЕЛЕНГ" ЗАО "АЛТЕК"; комплексом акусто- эмиссионного контроля ООО "ИНТЕРЮНИС"; ультразвуковым тестером УК 1401 для конт­роля железобетонных опор ООО "АКС"; автоматизированным комплексом бесконтактного УЗК сортового проката фирмы "НОРДИН- КРАФТ"; магнитными приборами фирмы "Энергодиагностика"; компьютеризированным комплексом дешифровки рентгенограмм свар­ных соединений фирмы "Зайферт-Рентген"; комплексом аппаратуры для контроля рель­сов фирмы "ТВЕМА").

 Установка для механизированного УЗК колес на базе дефектоскопа «ПЕЛЕНГ»

Установка для механизированного УЗК колес на базе дефектоскопа «ПЕЛЕНГ»

Контроль термитной сварки

 

Контроль термитной сварки

По результатам обсуждения докладов и обмена мнениями на выставке участники семинара сформулировали рекомендации по дальнейшему повышению на­дежности НК объектов ж.-д. транс­порта при одновременном сниже­нии затрат на контроль и сокра­щении численности операторов:

1. На металлургических комбина­тах России предусмотреть агрега- тированный комплекс НК рельсов, включающий автоматизированные установки, созданные с учетом ре­зультатов НИР, выполненных НИИ мостов и дефектоскопии и КМК, а также опыта НК рельсов при их про­изводстве в Гзрмании и Франции: а)УЗК рельса в области головки, шейки и продолжения ее в подошву зеркально-теневым бесконтакт­ным методом;

б) УЗК рельса по всему сечению эхо- методом при нормальном, а также наклонном вводе упругих колебаний;

в) вихретокового контроля рельса в области поверхности катания и боковых поверхностей головки, а также нижней поверхности по­дошвы рельса;

г) контроля размеров и прямолиней­ности поверхности катания рель­са с единым центром компью­терной обработки информации, выдачи сертификата на проконт­ролированные рельсы и хранения результатов контроля.

2. При НК рельсов в пути для повышения надежности обнаруже­ния потенциально опасных дефек­тов при одновременном снижении затрат на контроль и существен­ном сокращении численности опе­раторов:

а) первичными            и основными средст­вами НК рельсов в пути опреде­лить дефектоскопные автомот­рисы как дистанционное и меж­дистанционное средство НК, ко­торые должны базироваться на трех ультразвуковых и магнит­ном методах контроля; для бес­контактного возбуждения и прие­ма ультразвуковых волн, при воз­можности, следует использовать электромагнитоакустические (ЭМА) преобразователи;

б) съемные и переносные ультразву­ковые дефектоскопы использо­вать для инспекционного контро­ля, для "зачистки" рельсов от де­фектов, возможно пропускаемых автомотрисами в контролене- пригодных для них участках, и для периодической паспортизации рельсового пути;

в) обеспечить  единство схем про- звучивания как мобильных, так и съемных дефектоскопов; в основу схем рационально положить схе­му, реализованную в дефектоско­пах типа «АВИКОН-01»;

г)  ввести единые формы представ­ления результатов контроля рельсов мобильными и съемными средствами для последующего ввода их в АСУ «ПУТЬ»;

д) создать испытательный участок рельсового пути с моделями де­фектов, электронными имитато­рами дефектов и реальными де­фектами для испытаний средств дефектоскопии рельсов и предва­рительной оценки достоверности выявления ими критических де­фектов (ОДР) различного типо­размера.

3. С целью повышения качества восстанавливаемых и/или сваривае­мых на РСП рельсов впредь до введе­ния на РСП автоматизированных установок входного контроля рель­сов и приемочного контроля свар­ных стыков рельсов:

а) обновить парк используемых ультразвуковых дефектоскопов УД2-12 дефектоскопами типа РДМ-3, «ПЕЛЕНГ УД2-102»;

б) ввести УЗК сварных стыков рель­сов с применением регистрато­ров (например, типа УР-4) основ­ных параметров и процесса конт­роля;

в) ввести контроль концевых участ­ков рельсов до сварки в соответ­ствии с «Технологией досварочного УЗК концевых участков рельсов», утвержденных ЦП МПС России;

г) утвердить «Положение о пред­ставлении дистанциями пути рекламаций за отгрузку рельсо- сварочными предприятиями рель­сов с дефектными сварными сты­ками».

4.Для обеспечения эксплуата­ционной надежности подвижного состава в системах НК предусма­тривать:

а) автоматизированные комплексы НК элементов колесных пар в по­токе их производства, базирую­щиеся на ультразвуковом и вихре- токовом методах и обеспечиваю­щие обнаружение внутренних и поверхностных несплошностей и дефектов структуры, а также регистрацию и хранение резуль­татов контроля каждой детали;

б) механизированные установки маг­нитного и вихретокового НК ли­тых деталей при их производстве и ремонте;

в) компьютеризированные  комплек­сы автоматических установок оптического и ультразвукового контроля колесных пар в сборе, обеспечивающие измерение геометрических размеров, обнару­жение поверхностных поврежде­ний и усталостных дефектов с составлением электронного пас­порта детали, что позволит оп­тимизировать технологические процессы и снизить затраты на ремонт подвижного состава;

г)  диагностические комплексы, осно­ванные на акустико-эмиссионном методе и позволяющие произво­дить оценку накопленной уста­лости конструкций при их ремон­те с продлением срока службы;

д) портативные ручные дефекто­скопы-индикаторы, обеспечиваю­щие оперативный НК ответст­венных деталей подвижного соста­ва при техническом обслуживании и осмотре.

5.В целях обеспечения ж.-д. транспорта специалистами в об­ласти НК:

а) обеспечить  ежегодный выпуск в ПГУПС и СГУПС не менее двух групп инженеров по методам и прибо­рам НК объектов ж.-д. транспор­та;

б) открыть в техникумах (коллед­жах) подготовку техников по НК объектов путевого хозяйства и объектов подвижного состава;

в) уделить особое внимание серти­фикации персонала по НК на заво­дах-изготовителях и ремонтных заводах объектов ж.-д. транспор­та, а также руководителей под­разделений НК в хозяйствах МПС России;

г)  подготовить и представить в Министерство труда России пред­ложения по переработке разделов ЕТКС в части требований к де- фектоскопистам (операторам) в области НК на ж.-д. транспорте;

д) завершить    подготовку и утверж­дение единых типовых учебных планов и программ подготовки, переподготовки и повышения ква­лификации дефектоскопистов (операторов) по НК в путевом, ва­гонном и локомотивном хозяйст­вах.

6.Для повышения надежности НК объектов ж.-д. транспорта при одновременном сокращении затрат на контроль: а)разработать и ввести в дейст­вие:

  • «Методические указания по про­ведению эксплуатационных ис­пытаний новых и модернизируе­мых средств и технологий НК технических объектов ж.-д. транспорта»;
  • «Правила постановки на произ­водство средств НК техничес­ких объектов ж.-д. транспорта»;
  • «Правила передачи разработ­чиком-изготовителем новых средств НК для эксплуатации в подразделениях НК ж.-д. транс­порта»;

б) завершить разработку и утверж­дение классификатора типораз­меров дефектов, подлежащих вы­явлению при НК ответственных технических объектов ж.-д. тран­спорта при их изготовлении и в условиях эксплуатации;

в) провести экспертизу служб НК на заводах по ремонту подвижного состава и изготовлению запасных частей, отдельных РСП и депо, уточнить требования к подраз­делениям для их последующей аккредитации в установленном порядке;

г) запретить с 2001 г. применение на ж.-д. транспорте средств НК, не прошедших сертификацию в системе МПС России;

д) создать из числа ведущих специа­листов НИИ и ВУЗов МПС России в области НК рабочую группу по разработке в 2000 г. основных направлений развития систем НК технических объектов в путевом, вагонном и локомотивном хозяй­ствах;

е)кардинально усилить привлечение ученых ВУЗов МПС России к решению фундаментальных задач в облас­ти НК объектов ж.-д. транспорта.

Учитывая эффективность проведенного семинара, его уча­стники признали рациональным ввести в практику ежегодный со­зыв школ-семинаров по отдель­ным аспектам НК на ж.-д. транс­порте в рамках Международных специализированных выставок приборов и оборудования НК "ДЕФЕКТОСКОПИЯ"

Благодарим журнал "В Мире НК" за любезно предоставленную информацию http://www.ndtworld.com

Возврат к списку