Диагностика усталостных повреждений рельсов с использованием магнитной памяти металла.
Представлен метод диагностики, основанный на использовании эффекта магнитной памяти металла к зонам действия максимальных рабочих нагрузок. Метод позволяет без специального намагничивания с помощью малогабаритных приборов с автономным питанием выполнять экспресс- анализ состояния рельсов и определять участки, предрасположенные к повреждениям.
Об авторе
Дубов Анатолий Александрович
Директор ООО "Энергодиагностика", кандидат технических наук, профессор кафедры ремонта и модернизации энергооборудования Института повышения квалификации государственных служащих. Научные интересы - методы и средства неразрушающего контроля оборудования, в том числе, новый метод диагностики, основанный на использовании магнитной памяти металла.
Основными источниками усталостных повреждений рельсов являются зоны концентрации напряжений (КН), возникновение которых при эксплуатации обусловлено дефектами металла и рабочими нагрузками. Традиционные методы и средства эксплуатационного контроля (магнитные дефектоскопы и ультразвуковые дефектоскопы) позволяют выявлять уже развитые дефекты, не обеспечивая диагностику рельсов на стадии их предразрушения.
Эффективным методом оценки напряженно-деформированного состояния рельсов является метод магнитной памяти металла (ММП).
Процессами, предшествующими эксплуатационному повреждению рельсов, являются изменения свойств металла (коррозия, усталость) в зонах концентрации напряжений и деформаций. Соответственно, происходит изменение намагниченности металла, отражающей фактическое состояние оборудования. Метод магнитной памяти, основанный на измерении поля остаточной намагниченности на поверхности контролируемого объекта, позволяет производить оценку его напряженно-деформированного состояния с учетом структурных изменений. При контроле используется эффект магнитной памяти металла к зонам действия максимальных рабочих нагрузок.
По инициативе Ассоциации "Метро" и Службы пути Московского метрополитена специалистами фирмы "Энергодиагностика" и дефектоскопической станции метро проведена опытная проверка метода магнитной памяти металла при контроле эксплуатируемых рельсовых путей и отдельных рельсов в электродепо "Красная Пресня".
На рис. 1 представлена схема контроля рельса с помощью прибора ИКН-1М, имеющего сканирующее устройство в виде тележки и двухканальный датчик для измерения поля остаточной намагниченности на поверхности рельса.
Рис. 1. Схема контроля рельса с помощью индикатора концентрации напряжений ИКН-1М-3: 1,2 - феррозондовые датчики сканирующего устройства; 3 - измеритель длины; 4 - прибор ИКН-1М-3; І6 - базовое расстояние между датчиками
На рис. 2 представлен фрагмент результатов контроля. При сравнении рис. 2а и 26 видно, что распределение поля НР на левом рельсе имеет относительно равномерный характер. На правом рельсе с внутренней рабочей стороны зафиксировано резкопеременное изменение НР, обусловленное контактно-усталостным износом головки рельса.
В настоящее время проблемной является задача контроля "подошвы" рельсов, в которой в процессе эксплуатации образуются усталостные трещины. На рис. 3 показано расположение линий концентраций напряжений и деформаций, выявленных на одном из участков рельса с использованием ММП. Вдоль этих линий возможно развитие трещин. Приведенный на рис. 3 пример свидетельствует о возможности решения задачи контроля "подошвы" рельса с использованием ММП.
Рис. 3. Результаты контроля правого рельса пикета 37+08,8 в зоне КН № 1
В лабораторных условиях была выполнена проверка дефектных рельсов с использованием ММП и УЗД. На рис. 4 представлены результаты контроля участка рельса с дефектом (код 21.2 - трещина в головке). Видно, что зона КН, характеризующаяся знакопеременным изменением поля Нр, совпала с расположением дефекта. Присутствие слева и справа от зоны КН областей с максимальными абсолютным и значениями поля Нр свидетельствует о максимальных амплитудах колебаний рельса при рабочих нагрузках.
Рис. 4. Результаты контроля участка рельса с дефектом (код 21.2)
Выполненная экспериментальная работа подтвердила принципиальные возможности нового метода диагностики (без специального намагничивания, с помощью малогабаритных приборов с автономным питанием) выполнять экспресс-анализ состояния рельсов и определять участки, предрасположенные к повреждениям.
Для практического внедрения метода магнитной памяти металла при контроле рельсов по договору со Службой пути Московского метрополитена разрабатывается специальное сканирующее устройство и методика контроля.
На заседании ТК-371 во ВНИИОФИ 1 июля 1999 г. был рассмотрен проект Государственного стандарта "Контроль неразрушающий. Метод магнитной памяти металла. Термины, определения и обозначения".
Одним из спорных оказался вопрос наименования нового магнитного метода контроля.
По проекту ММП - это метод неразрушающего магнитного контроля, основанный на анализе распределения магнитных полей рассеяния, отображающих структурную и технологическую наследственность металла изделий и сварных соединений. Для оборудования, находящегося в эксплуатации, эффект магнитной памяти проявляется в необратимом изменении намагниченности металла в направлении действия главных напряжений от рабочих нагрузок.
Известно, что большинство металлоконструкций и оборудования, изготовленных из ферромагнитных материалов, под действием рабочих нагрузок подвержены "самонамагничиванию" в магнитном поле Земли. При "самонамагничивании" оборудования и конструкций проявляются различные эффекты магнитострикции. Однако в рассматриваемом методе контроля используется последействие, которое проявляется в виде магнитной памяти металла к фактическим деформациям и структурным изменениям в металле оборудования. Необратимое изменение намагниченности в направлении действия главных напряжений от рабочих нагрузок, а так же остаточную намагниченность деталей и сварных соединений после их изготовления и охлаждения в магнитном поле Земли предложено называть магнитной памятью металла.
Метод магнитной памяти металла, по мнению автора, представляет принципиально новое направление в технической диагностике. Это второй после акустической эмиссии пассивный метод, при котором используется информация излучения конструкций. При этом ММП, кроме раннего обнаружения развивающего дефекта, дополнительно дает информацию о фактическом напряженно-деформированном состоянии объекта контроля и выявляет причину образования зоны концентрации напряжений - источника развития повреждения.