+7 (903) 799-86-55

Квалификация персонала и надежность неразрушающего контроля



Проанализировано состояние и поставлены задачи по развитию сис­темы обеспечения железнодорожного транспорта России специалистами в области НК различного уровня квали­фикации.

 

Об авторе

 

Бурносов Николай Матвеевич

 

Бурносов Николай Матвеевич

 Родился в 1948 г. Инженер путей сообщения-механик. Трудовую деятель­ность на железнодорожном транспор­те начал в 1966 г. помощником маши­ниста локомотива.

В 1971 г. приглашен на работу в центральный аппарат МПС.

В 1985 г. выдвинут на должность первого заместителя начальника Глав­ного управления кадров (затем - Гпав- ного управления кадров и учебных заведений). С 1992 г. возглавляет Департамент кадров и учебных заве­дений МПС Российской Федерации.

Доктор транспорта Академии транспорта РФ.

 

На федеральном ж.-д. транспорте непосредственно НК занято около 15000 работников 2S специализаций различного уровня ква­лификации - от инженеров до операторов; при этом около 1300 должностей должно замещаться лицами с высшим образованием в области НК (рис. 1) или, в крайнем случае, имеющими высшее или среднее специальное образование и прошедшими переподго­товку в ВУЗе на специальном факультете по физическим методам НК.

 

 Распределение инженерных должностей по хозяйствам федерального ж.-д. транспорта

Рис. I. Распределение инженерных должностей по хозяйствам федерального ж.-д. транспорта: цвет- путевое;  цвет- вагонное + пассажирских сообщений;  цвет- локомотивное;  цвет- ремонта подвижного состава и производства зап. частей

 

Петербургский государственный университет путей сообщения (ПГУПС) - пока единствен­ный ВУЗ в МПС, который с 1974 г. ведет подготовку, а с 1984 г. - переподготовку инженеров и техников в области НК. При потенциальной возможности университета в подготовке ~ 500 инженеров и переподготовке ~ 375 специалистов, ПГУПС за прошедший период выпустил 324 инженеров и переподготовил 155 специалистов (из них 137 из путевого хозяйства, что составляет 17 % от числа инженерных должностей; 16 (7,5 %) - из вагонного и пассажирского сообщения и 2 (0,7 %) из локомотивного). Основная причина невостребованности возмож­ностей ПГУПС - отсутствие в отраслевых департаментах МПС и в Управлениях железных дорог планов-графиков по целевому направлению абитуриентов на специализацию "Методы и приборы НК" (с 1996 г. - "Компьютерные технологии НК и диагностики технических объектов') и специалистов на факультет переподготовки в области НК в ПГУПС.

Технический уровень средств НК в мировой практике таков, что 90 - 9S % функций процесса НК выполняется оператором (дефектоскопистом). В связи с этим НК - это не только техника, но и искусство, а надежность НК всецело определяется надежностью комплекса "дефектоскоп - оператор" (рис. 2).

 

Соотношение числа п изломов рельсов по дефектам, не выявленным операторами, к общему числу N изломов в год

Рис. 2. Соотношение числа п изломов рельсов по дефектам, не выявленным операторами, к общему числу N изломов в год

 

Надежность оператора прежде всего обусловливается уровнем его профессионального обра­зования и уровнем его специального теоретического и практического обучения в области НК. Однако, как показывает многолетний анализ деятельности операторов в области НК, надеж­ность выполнения возложенных на них функций при прочих равных условиях во многом пред­определена их индивидуальными психофизиологическими качествами. Очевидно, не каждый претендент, получивший соответствующее профессиональное образование, в состоя­нии стать Оператором! В связи с этим по заданию Департамента кадров и учебных заведе­ний МПС в ПГУПС разработана компьютерная программа профотбора лиц на должности опе­раторов ультразвукового контроля технических объектов ж.-д. транспорта: в течение одного часа работы за компьютером претендент получает рекомендации о целесообразности или нецелесообразности работы в должности оператора (дефектоскописта).

 

Специальное профессиональное образо­вание в области НК объектов путевого хозяйства будущие операторы получают в 38 техникумах и в дорожных технических школах. Подготовка де- фектоскопистов деталей и узлов подвижного состава в основном проводится на курсах в депо, в техникумах и технических школах. Значитель­ный вклад в становление и функционирование системы обучения персонала в области НК вносит Учебно-методический кабинет МПС РФ. Еже­годно в организациях МПС РФ готовится более 500 операторов (дефектоскопистов). К сожале­нию, из-за недостаточного уровня квалификации преподавательского состава специальных дисцип­лин в ряде техникумов, дорожных школ и депо обучение ведется по упрощенной схеме, отсут­ствует необходимая учебно-лабораторная база, в учебных планах в ущерб основным дисципли­нам значительный объем часов отводится на дисциплины, не имеющие отношения к деятель­ности персонала по НК.

Аттестации и переаттестации препо­давателей дисциплин по НК технических объек­тов ж.-д. транспорта Департаментом кадров и учебных заведений МПС РФ в 1999-2000 гг. будет уделено пристальное внимание.

Повышением квалификации специалис­тов в области НК занимаются, как правило, те же техникумы и дортехшколы, Российская ака­демия транспорта, ВНИИЖТ.

Модульное повышение квалификации специалистов в области систем НК на базе ультразвуковых методов ведется в ПГУПС с 1969 г. в НИИ мостов, а с 1974 г. - также сотрудниками кафедры "Методы и приборы неразрушающего контроля" (с 1996 г. - кафедры "Диагностика и безопасность тех­нических объектов") в рамках отдела "Неразрушающие физические методы контроля" Центра дополнительного профессионального образования ПГУПС в соответствии с годовыми планами-графиками. В последние годы планами-графиками предусматривается повыше­ние квалификации девяти категорий работников в области НК, вклю­чая преподавателей дисциплин по НК в техникумах (колледжах), дорожных технических школах и учебных центрах.

С 1969 г. в ПГУПС повысили свою квали­фикацию более 3000 специалистов, в том числе в 1991 -99 гг. - 1242 (рис. 3). К сожалению, среди последних нет ни одного представителя дортех- школ, техникумов и других организаций, ведущих обучение и повышение квалификации персонала.

 

Число п операторов, прошедших повышение квали­фикации в ПГУПС в 1991 -99 гг

Рис. 3. Число п операторов, прошедших повышение квали­фикации в ПГУПС в 1991 -99 гг., N - число операторов в хозяйствах: Диаграма - путевом;  Диаграма- вагонном + пассажирских сообщений; Диаграма - локомотивном

 

В целях обеспечения путевого, вагонного, пассажирского, локомотивного и энергетического хозяйств ж.-д. транспорта высококвалифициро­ванными специалистами в соответствии с реко­мендациями Отраслевого совета по профессио­нальному обучению кадров на ж.-д. транспорте и последующим Постановлением Коллегии МПС РФ в составе НИИ мостов ПГУПС, на правах его фи­лиала, в октябре 1997 г. создан отраслевой Учебно-методический и аттестационный центр по неразрушающему контролю и диаг­ностике технических объектов (НК-Центр).

На НК-Центр возложены задачи: создание единой учебно-мето­дической базы и технических средств для повышения квалификации ИТР и практического обучения специалистов; разработка нормативной документации и аккредитация Дорожных Уполномоченных органов для сертификации персонала по НК; проведение краткосрочных школ-семинаров по отдельным аспектам НК на ж.-д. транспорте.

НК-Центру приданы функции экспертной организации по серти­фикации персонала НК МПС РФ. В соответствии с этим НК-Центром разработаны, утверждены, изданы и разосланы на железные дороги:

ПР 32.113. Правила сертификации персонала по НК технических объектов ж.-д. транспорта.

П ССПНК ЖТ.01-98. Положение об экспертизе уполномоченных ор­ганов и Экзаменационных центров системы сертификации персо­нала по НК технических объектов ж.-д. транспорта.

П ССПНК ЖТ.02-98. Положение об экспертизе учебных центров по подготовке персонала к сертификации в области НК технических объектов ж.-д. транспорта.

Завершается подготовительная работа к открытию в III-IV кварталах 1999 г. Дорожных Уполномоченных органов и Экзаменационных центров на Московской, Свердловской, Восточ­но-Сибирской, Западно-Сибирской, Горьковской и Северной ж. д. В настоящее время функцио­нирует Уполномоченный орган (Аттестационный центр "ПУТЬ"), созданный при ПГУПС в 1990 г.

В соответствии с Правилами ПР 32.113-98 сертифицировано на II и на III уровни соответственно 40 и 14 специалистов. Ряд претен­дентов (~ 27 %%) не подтвердили уровень знаний, достаточный для сертификации на II уровень квалификации.

Главным инженерам железных дорог следует интенсифицировать подготовку специалистов к сертификации на III уровень квалифи­кации и базы для создания Дорожных Уполномоченных органов по сертификации персонала на II уровень квалификации.

Предстоящее широкое внедрение дефекто­скопической аппаратуры на микропроцессорной базе, автоматизированных и компьютеризированных ста­ционарных установок и мобильных средств НК при одновременном снижении численности опера­торов (дефектоскопистов) требует пересмотра кон­цепции и разработки комплексной программы обес­печения ж.-д. транспорта специалистами различного уровня квалификации. В связи с этим Департамент кадров и учебных заведений МПС РФ планирует провести на базе ПГУПС и Октябрьской ж. д. рас­ширенное совместное заседание отраслевого Совета по профессиональному обучению кадров на ж.-д. транспорте, Учебно-методического каби­нета МПС РФ и НК-Центра по проблеме "Реор­ганизация системы и научно-методические аспекты подготовки, переподготовки и аттес­тации кадров по неразрушающему контролю технических объектов ж.-д. транспорта".

Благодарим журнал "В Мире НК" за любезно предоставленную информацию http://www.ndtworld.com

Возврат к списку