Неразрушающий контроль при восстановлении и сварке рельсов
Приведена краткая информация о результатах и опыте практического НК свариваемых на РСП рельсах и возможности использования результатов ультразвукового контроля для оценки стабильности и уровня технологического процесса сварки.
Об авторе
Кузьмина Лидия Ивановна
С. н .с. НИИ мостов ПГУПС. III уровень по акустическим методам контроля. Основные направления работ - технологии НК рельсов, стандартизация и метрологическое обеспечение процесса УЗК металлопродукции.
Восстановление и сварку старогодных рельсов и сварку новых рельсов в длинномерные плети выполняют в стационарных условиях на рельсосварочных предприятиях (РСП). Сварку рельсов выполняют электроконтактным способом (стыковая сварка оплавлением по ГОСТ 2601) . При нарушениях режимов сварки и подготовки к сварке торцов рельсов, а также при отклонениях химического состава металла от заданных стандартами значений возможно возникновение внутренних дефектов: плоскостных, вертикально ориентированных и имеющих характер структурных изменений с весьма малым раскрытием.
Все дефекты электроконтактной сварки (за исключением серого силикатного включения) относят к виду "критические" ("недопустимые") независимо от их размера и места расположения в сечении рельса.
По завершении сварки выдавленный металл по всему периметру рельса удаляется гратоснимателем и зашлифовывается заподлицо с основным металлом.
Сварное соединение с зоной термического влияния, представляющей собой зону структурной неоднородности, составляет участок рельса протяженностью 25 ч 30 мм в обе стороны от места соединения торцов. Это обстоятельство превращало сварной участок рельса в сечение контроленепригодное.
Предусмотренный ранее выборочный разрушающий контроль специально свариваемых контрольных образцов в начале, середине и конце рабочей смены путем их статического разрушения на гидравлическом прессе не позволял ни выявлять дефекты сварки, ни, тем более, гарантировать их отсутствие в отгруженной на железные дороги партии сварных рельсов. Если внутренние дефекты сварки в ряде случаев не влияют на результаты статических испытаний, то под воздействием динамической нагрузки в условиях эксплуатации они неизбежно приводят к развитию трещины (например, контактно-усталостной поперечной трещины в головке) и разрушению стыка (рис. 1).
Исследования, проведенные НИИ мостов ПГУПС, показали, что единственно возможным методом обнаружения внутренних дефектов является эхо-импульсный метод ультразвуковой дефектоскопии.
Рис. 1
НК на базе ультразвукового метода на всех РСП на территории России и государств ближнего зарубежья (бывшего СССР) был введен с 1961 г. СССР (до конца 80-х гг.) - единственная страна, где ультразвуковому контролю в обязательном порядке подвергается каждый сварной стык на РСП и проводится периодический контроль этих стыков при их эксплуатации в пути.
Ультразвуковой контроль разрешается осуществлять на специально оборудованном рабочем месте в технологическом потоке РСП (рис. 2) дефектоскопами, отвечающими следующим основным параметрам контроля : частота колебаний f =2,5 МГц; диаметр преобразователя 2а = 12 мм; угол ввода наклонного преобразователя α = 48 + 52°; условная чувствительность по стандартному образцу СО-2 Ку = 24 дБ; мертвая зона М ≤ 8 мм.
Для обеспечения требуемой достоверности результатов контроля прозвучивание сварного стыка и зоны термического влияния осуществляют с двух сторон стыка по всему периметру рельсов (рис. 3) по схеме продольно-поперечного сканирования с шагом продольного смещения ПЭП не более 3 мм, сопровождая эту процедуру поворотом ПЭП относительно продольной оси рельса на ±15 + 20°. Принятые пределы перемещения ПЭП относительно сварного стыка обеспечивают прозвучивание всего металла соединения (и зоны термического влияния в том числе) в зоне подошвы и шейки рельса прямым и многократно отраженным лучом.
Правильность принятых значений основных параметров контроля и сканирования подтверждается систематическим анализом результатов ультразвукового и фрактографического контроля, представляемых РСП. Обнаруженные на РСП дефектные сварные стыки вырезают, а рельсы переваривают. Таким образом, эти дефектные стыки представляют собой внутризаводской брак и сведения о них могут быть использованы для оценки уровня технологического процесса сварки как внутри каждого РСП, так и между различными РСП.
С 1961 г. проанализированы сведения о результатах контроля более 16 млн. сварных стыков, из которых более 35 тыс (= 0,22 %) было забраковано.
Установлено, что наиболее часто обнаруживаются дефекты в подошве - 66 %, в шейке - 22 % и в головке - 12 %. При этом, независимо от места расположения дефекта, преобладает рыхлость (пережог) - 44 %; непровар - 28 %, газовый пузырь (свищ) - 12 %, трещины - 7 %, силикатные скопления (светлые и серые) - 8 % и кратерные усадки - 1 %.
Рис. 2
Рис. 3
В 1991 г. Департаментом пути и сооружений МПС РФ утверждено к опытному внедрению разработанное НИИ мостов ПГУ ПС "Положение о системе сквозного неразрушающего контроля рельсов в технологическом потоке РСП", предусматривающее:
- входной контроль старогодных рельсов;
- пооперационный контроль качества рельсов на этапах подготовки рельсов под сварку, сварки и термообработки;
- приемочный контроль сварных стыков рельсов визуально-измерительным и ультразвуковым методами.
Поскольку до настоящего времени на указанных участках технологического потока РСП отсутствуют средства автоматизированного НК рельсов, а контроль каждого сварного стыка ограничивается внешним осмотром и ультразвуковым контролем, выполняемым "вручную", особое значение в обеспечении необходимой надежности обнаружения дефектов сварки имеют квалификация операторов (дефектоскопистов), оборудование рабочего места на контрольном посту РСП, систематический контроль за ведением журнала контроля и систематический анализ результатов контроля.
В целях повышения надежности сквозного НК рельсов на РСП Указанием МПС РФ № С-450у от О9.О4.99 введены "Правила оформления и представления в РСП рекламаций на рельсы с дефектными стыками", определены сроки замены морально устаревших дефектоскопов приборами РДМ-3, сроки сертификации контрольных мастеров и старших дефектоскопистов в соответствии с Правилами и аккредитация контрольных постов РСП. В 1998 г. начата разработка автоматизированного ультразвукового бесконтактного входного контроля старогодных рельсов и стенда автоматизированного ультразвукового контроля сварных стыков рельсов после удаления выдавленного металла. Важно, что при входном контроле старогодных рельсов предполагается не только выявление дефектов, но и сортировка рельсов на 3 группы по степени коррозионных повреждений подошвы, снижающих ресурс рельсов.